В монографии, вышедшей в середине 60-х годов, Симояма Сабуро отмечал, что «наиболее влиятельной» при изучении Мэйдзи исин является концепция абсолютизма. Действительно, подход к Мэйдзи исин как к становлению абсолютизма по-прежнему имеет большое распространение среди специалистов, изучавших процесс перехода от феодализма к капитализму в Японии. Однако в понимании того, что составляет сущность абсолютизма и каковы его связи с предшествующим и последующим периодами в истории Японии, имеются существенные различия.
Одним из наиболее стойких сторонников концепции абсолютизма был Исии Такаси, стоявший у истоков марксистской исторической науки в Японии. В своей монографии «Мэйдзи исин. Критика концепций», впервые увидевшей свет в 1961 году и затем выдержавшей более десятка изданий, Исии Такаси писал: «Я понимаю Мэйдзи исин как разложение системы ба — кухан в качестве чистого феодализма и становление абсолютистского императорского строя. В этом смысле думается, что первоначальным объектом истории Мэйдзи исин должен стать период Каэй — Апсэй, когда становятся очевидными и вдобавок к этому стимулируются тенденции перехода к абсолютизму, а если говорить более определенно, то это период с 6 г. Каэй, прихода черных кораблей, до 4 г. Мэйдзи, когда упраздняется система княжеств и происходит становление единой императорской власти. Однако в этом процессе существует ранняя история и поздняя история. Хотя в становлении нашего абсолютизма специфически большую рольиграет международный фактор, помимо него необходимо отыскать внутренние факторы, сделавшие неизбежным переход к абсолютизму».