Главная » Культура » Процесс перехода от феодализма к капитализму


Процесс перехода от феодализма к капитализму


Процесс перехода от феодализма к капитализмуВ монографии, вышедшей в середине 60-х годов, Симояма Сабуро отмечал, что «наиболее влиятельной» при изучении Мэйдзи исин является концепция абсолютизма. Действительно, подход к Мэйдзи исин как к становлению абсолютизма по-прежнему имеет большое распространение среди специалистов, изучавших процесс перехода от феодализма к капитализму в Японии. Однако в понимании того, что составляет сущность абсолютизма и каковы его связи с предшествующим и последующим периодами в истории Японии, имеются существенные различия.

Одним из наиболее стойких сторонников концепции абсолютизма был Исии Такаси, стоявший у истоков марксистской исторической науки в Японии. В своей монографии «Мэйдзи исин. Критика концепций», впервые увидевшей свет в 1961 году и затем выдержавшей более десятка изданий, Исии Такаси писал: «Я понимаю Мэйдзи исин как разложение системы ба — кухан в качестве чистого феодализма и становление абсолютистского императорского строя. В этом смысле думается, что первоначальным объектом истории Мэйдзи исин должен стать период Каэй — Апсэй, когда становятся очевидными и вдобавок к этому стимулируются тенденции перехода к абсолютизму, а если говорить более определенно, то это период с 6 г. Каэй, прихода черных кораблей, до 4 г. Мэйдзи, когда упраздняется система княжеств и происходит становление единой императорской власти. Однако в этом процессе существует ранняя история и поздняя история. Хотя в становлении нашего абсолютизма специфически большую рольиграет международный фактор, помимо него необходимо отыскать внутренние факторы, сделавшие неизбежным переход к абсолютизму».



Еще статьи из этой рубрики:

    Представители японской буржуазной историографии
    Таким образом, во второй половине 50-х годов представители японской буржуазной историографии выдвинули лозунг переоценки Мэйдзи исин. Этот лозунг не ограничивался только проблемами истории буржуазной революции в Японии, а по существу был призывом к наступлению на марксистскую историографию. В связи с этим Тояма Сигэки справедливо замечает: «Поскольку научное исследование Мэйдзи исин было начато марксистской исторической наукой, а теория марксистской

    Типичные объяснения
    Выше были рассмотрены наиболее типичные объяснения Мэйдзи исин как становления абсолютизма. По своему содержанию они существенно отличаются друг от друга, что является весьма характерной тенденцией в подходе к этому явлению в 60-е годы. Исследователи, видевшие в Мэйдзи исин истоки абсолютизма, учитывали результаты исторической науки предшествующего периода в изучении социально-экономических и политических

    Феодальный суверенитет
    В своем понимании абсолютизма Харагути Киёси исходит из того, что абсолютизм не противоречит буржуазному развитию, а способен содействовать ему: «...Абсолютизм вообще концентрирует в своих руках феодальный суверенитет, проводит реформы, содействующие буржуазному развитию, особенно это относится к абсолютизму отсталых стран, например, Германии, подвергающихся давлению в международном плане