Алфавит начинает проникать и в печатные издания, правда, место его пока еще очень скромно: он дублирует иероглифические заголовки газет и журналов да кое-где встречается на плакатах, в рекламе и т. д. Но одно несомненно— за этим алфавитом будущее. Возможно, что какое-то время алфавит будет существовать параллельно с иероглифами, но впоследствии постепенно вытеснит их.
Этот процесс, однако, довольно долгий, а время не терпит. Поэтому в Китае широкие народные массы взялись за овладение иероглифической письменностью. В поле, на заводах крестьяне и рабочие используют каждую свободную минуту, чтобы повторить старый или запомнить новый иероглиф. Для облегчения этой учебы много старых сложных иероглифов значительно упрощено. В результате широкого развития движения за ликвидацию неграмотности в ряде провинций уже сейчас не осталось ни одного неграмотного.
Численность национальных меньшинств в Китае, по переписи 1953 г., равна 35 млн. человек, т. е. всего 6% населения страны. Однако расселены они на очень обширной территории, составляющей около половины всей площади Китая. Особенно велик удельный вес национальных меньшинств в Северо-Западном и Юго-Западном Китае.
Наиболее крупные из национальных меньшинств Китая — чжуан , уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо. Свыше 1 млн. человек насчитывают также маньчжуры, монголы, буи, корейцы.
Народность чжуан живет на крайнем юге Китая, в Гуанси-Чжуанской автономной области, преимущественно в ее западной части, по долинам рек Сиянцзян и Хуншуйхэ. Отдельные группы чжуан встречаются также в юго-восточной части области и южной части провинции Гуйчжоу.
Иероглифическая же письменность одинаково понятна для жителей всех уголков страны. Как бы ни звучала фраза на разных диалектах, записанная иероглифами, она будет иметь один и тот же вид. Иероглифы сейчас еще представляют важный инструмент общения людей, устная речь которых так различна. Нередко можно видеть, как китайцы в разговоре друг с другом, чтобы пояснить свою мысль, пишут иероглифы: иногда на бумаге — пером или кисточкой, а иногда и просто в воздухе или на ладони — пальцем.
В Северо-Восточном Китае — важнейшем районе качественной металлургии — созданы первые в стране автомобильный и авиационный заводы. Прежде Китай называли «парком иностранных автомашин». Конечно, и сейчас на его дорогах можно встретить много старых американских и новых советских грузовиков, легковые автомашины из Польши, Англии, Японии. Однако рядом с ними все чаще и чаще попадаются грузовые автомашины, очень напоминающие наш советский ЗИЛ-150, но с маркой «Цзефан» — «Освобождение». Эта марка принадлежит Чанчуньскому автозаводу, построенному, как и многие другие предприятия, с помощью Советского Союза и оборудованному по последнему слову техники. Уже в конце первой пятилетки Чанчуньский завод выпускал до 30 тыс. автомашин в год, в недалеком будущем его производительность возрастет в пять раз. Осваивается производство легковых автомобилей. Постепенно преобразуется старая отрасль—транспортное машиностроение. Китай впервые стал производить новейшие средства тяги — тепловозы и электровозы. Крупнейшие заводы, выпускающие локомотивы, находятся в Люйда и Циндао. Большие вагоностроительные заводы построены в Харбине и Чанчуне, поблизости от центров деревообработки.
Хуанхэ зарождается в восточной части Тибетского нагорья. Отсюда она получает подавляющее количество вод. Спускаясь с нагорья, река протекает через несколько больших ущелий и выходит к городу Ланьчжоу. После Ланьчжоу Хуанхэ попадает на засушливое плато Ордос. На этом участке в нее впадает очень мало притоков, много воды испаряется и еще больше забирается на орошение, поэтому от Ланьчжоу до Баотоу река теряет почти пятую часть стока. Вскоре после Баотоу Хуанхэ опять спускается в ущелья, где ширина ее в самых узких местах не превышает 30—50 м; в ущельях много подводных скал, кое-где вода падает с высоты 10—20 м. Здесь Хуанхэ принимает несколько крупных притоков. Ниже Шаньсяня река оставляет последнее ущелье и через Великую Китайскую равнину несет свои воды к Бо — хайскому заливу.
Наряду с созданием новых промышленных центров и районов в первой пятилетке укреплялись и развивались старые. Мобилизация промышленных резервов приморья позволила в короткие сроки намного увеличить производство, подготовить необходимые для новых промышленных районов оборудование и материалы, средства и кадры.
Баотоуский комбинат очень выгодно расположен в отношении сырья и топлива. Всего в 180 км к северу от него находятся самые большие в районе залежи железной руды—Байюнь-Обо, на северо-востоке в непосредственной близости от города — угольное месторождение Шигуайгоу, не так далеки и два других важных месторождения угля Внутренней Монголии — Циншуйхэ на востоке и Чжоцзышань на западе. Такова первая «линия питания» комбината. За ней идет и вторая, не менее мощная — месторождение железной руды в Лунъ — яне и угольные бассейны Датуна и Нинъу. Со всеми этими источниками руды и угля, так же как с зерновой базой в излучине Хуанхэ и машиностроительными заводами важнейшего в Северо-Западном Китае промышленного центра — Ланьчжоу, Баотоуский комбинат связан железными дорогами. К концу второй пятилетки вступит в строй первая очередь строительства этого комбината мощностью 3 млн. т стали в год.
Подавляющая часть энергетических ресурсов бассейна Чжуцзян сосредоточена в верхнем течении р. Сицзян, там, где она течет в ущельях и изобилует порогами. На притоках этой реки сейчас строятся две электростанции мощностью 210 и 400 тыс. квт, которые будут вырабатывать энергию для новых промышленных центров Гуанси-Чжуанской автономной области: Лючжоу, Гуйлиня, Наньнина, а также для Гуйяна в провинции Гуйчжоу. На притоке Бэйцзяна — Люсихэ построена ГЭС мощностью 32 тыс. квт. Реки в Южном Китае, бедном, углем и нефтью, почти единственный источник энергии, поэтому их освоение — непременное условие промышленного развития этого района.
В старом Китае подавляющая часть промышленности размещалась в узкой приморской полосе, удаленной от богатейших внутренних источников сырья и топлива и одного из крупнейших в мире рынков сбыта. Такое размещение вызывало нерациональные дальние и встречные перевозки и, таким образом, с одной стороны, повышало себестоимость продукции, а с другой — затрудняло использование ресурсов и развитие внутренних районов Китая.
Помимо каналов, подающих воду из рек на поля, в Китае повсеместно распространены пруды и всевозможные ловушки для дождевых вод. На севере страны много колодцев, широко используются источники.
Копи Цзяоцзо, находящиеся на северо-западной окраине Хэнани, дают уголь для бытовых нужд населения этой провинции и также частично Шэньси и Хубэя.