Во многих местах крупные ресурсы железа соседствуют с большими залежами коксующихся углей, что благоприятствует созданию мощных металлургических комбинатов.
Подавляющую часть продукции черной металлургии дает Северо-Восточный Китай, или, точнее, провинция Ляонин, где находятся крупнейший в стране Аныпань — ский комбинат и некоторые другие металлургические предприятия. До освобождения Аньшаньский комбинат выплавлял до 3/4 всего чугуна и 9/ю всей стали. В первой пятилетке в связи с развитием черной металлургии в других районах значение Аньшаня несколько уменьшилось, но все же он еще продолжает оставаться основной металлургической базой Китая: в 1957 г. на его долю падало 2/з всей выплавленной стали.
Аныпань располагает большими железорудными ресурсами, но содержание металла в руде невелико, в среднем не более 30%. Богатая руда с 60-процентным содержанием железа составляет не более 7ю всех запасов. Поэтому руду приходится обогащать, что, конечно, повышает себестоимость продукции.
Поблизости от Анынаньского комбината находятся большие залежи легирующих металлов и материалов для огнеупоров и флюсов: марганец Аныпань получает из Цзиньси и Ляояна, ванадий и титан — из Луаньпина, магнезит — из крупнейшего в стране месторождения Дашицяо, огнеупорные глины и кирпич— из Фусяня и Бэньси, известняк из Бэньси.
За годы народной власти Аныпаньский комбинат намного увеличил производство: если до освобождения страны комбинат выплавлял в год максимально 0,8 млн. т стали, то в 1957 г. выплавка стали возросла до 3,5 млн. т, а в 1958 г.— до 4,5 млн. т. Одновременно сильно расширен ассортимент продукции, освоено производство новых видов проката, в том числе необходимых для бурения скважин бесшовных труб.
Наряду с этим относительно меньшая освоенность Северо-Восточной равнины по сравнению с другими равнинными районами страны объясняется также и политикой последней императорской маньчжурской династии, завоевавшей Китай в 1844 г. и державшейся у власти вплоть до 1911 г. Императоры запрещали на своей родине вырубать леса, распахивать земли и разрабатывать полезные ископаемые. Несмотря на этот запрет, разорившиеся крестьяне из Хэбэя, Шаньдуна, Хэнани и других мест тайком проникали в Северо-Восточный Китай и селились там, однако такое «нелегальное» переселение было все же очень ограниченным. Только после падения империи в 1911 г. переселение на северо-восток приняло большие размеры. Всего за полстолетия население Северо-Восточного Китая выросло с десяти до сорока с лишним миллионов человек. И все же Северо-Восточный Китай, особенно его северная часть, оставались значительно менее населенными, чем Северный, Центральный и Южный Китай.
Китай богат не только топливными, но и гидроэнергетическими ресурсами, которые оцениваются в 540 млн. квт. Две пятых всей энергии рек приходится на бассейн р. Янцзыцзян. Янцзыцзян — самая большая река Китая и одна из крупнейших в мире, по длине она уступает лишь Миссисипи и Нилу, по запасам энергии только Конго и Амазонке. Бассейн Янцзыцзян занимает пятую часть территории страны, в нем живет свыше трети всего ее населения, река переносит ежегодно тысячу кубических километров воды — 2/s стока всех китайских рек. Уже из этих цифр можно себе представить то огромное значение, которое имеет эта река для Китая.
Очень много в Китае пьют чая. Ароматным зеленым чаем без сахара или в крайнем случае просто кипятком встретят вас всюду, куда бы вы ни пришли. Сухой чай заваривается не в чайниках, а прямо в чашках. Чай пьют во время долгих заседаний, в перерывах между работой, дома.
Около 3/б всех наносов выносится в море, а 2/s — оседают в нижнем течении, забивая русло и мешая свободному пропуску паводка. Русло Хуанхэ ежегодно поднимается на 20—30 см. В ряде мест оно уже на несколько метров выше окружающей местности. Это, вероятно, единственный случай в мире, когда к реке надо не спускаться, а подниматься. Речные отложения все дальше отодвигают морской берег, в среднем — на три километра ежегодно. Вся Великая Китайская равнина образована наносами Хуанхэ.
Эти теоретики насчитали в истории Китая четыре «законченных цикла». Пятый цикл, по их словам, начался со второй половины XVII в. и продолжается до наших дней. Численность населения в Китае, утверждают современные последователи Мальтуса, давно уже больше, чем это позволяют ресурсы страны, этот вывод и является целью и конечным итогом всех подобных псевдонаучных построений. Именно для этого вывода и нужны все их исторические изыскания. Никакие перемены в Китае, говорили они, не могут коренным образом улучшить положение народа. «Научная организация земледельческих работ, технические усовершенствования и упорядоченное управление,— писал один из видных американских географов Дж. Б. Крэсси,— могут оказать большую помощь, но главная проблема, по-видимому, заключается в том, что В Китае живет слишком много народу , может быть, не слишком много для полуголодного существования, но несомненно слишком много для такого уровня жизни, как в земледельческой Европе» . На тех же позициях стоял Дж. Л. Бак и некоторые другие американские исследователи Китая.
С середины XIX в. промышленное и железнодорожное строительство предъявило большой спрос на древесину. Так как к этому времени лесные ресурсы наиболее обжитых и лучше обеспеченных транспортными средствами районов оказались сильно оскудевшими, в эксплуатацию стали вовлекаться не тронутые до того времени районы Южной Маньчжурии, Тайваня, Юньнани и другие. Несмотря на сравнительную непродолжительность периода капиталистической эксплуатации лесов, хищнические рубки нанесли за это время китайским лесам ущерб в ряде случаев не меньший, чем за всю длительную историю феодализма.
«Глубокая вспашка» — это не совсем точное, или, вернее, совсем неточное определение гигантской работы по подготовке земли к севу, которая сейчас проделывается крестьянами. Почва обрабатывается на глубину многих десятков сантиметров, а иногда даже нескольких метров. Такую «глубокую вспашку» не может провести никакой трактор, да и тракторов еще в китайской деревне очень мало, поэтому вся работа выполняется вручную. Огромные площади полей перекапываются лопатами, пласт за пластом снимается земля, а затем в том же порядке, но уже многократно переложенные удобрениями пласты укладываются обратно. Движение за глубокую обработку земли родило новое, очень интересное орудие труда — лебедочный плуг. Такой плуг приводится в движение лебедкой, установленной на краю поля. Это простое устройство существенно облегчает тяжелый труд крестьян.
В Северо-Восточном Китае — важнейшем районе качественной металлургии — созданы первые в стране автомобильный и авиационный заводы. Прежде Китай называли «парком иностранных автомашин». Конечно, и сейчас на его дорогах можно встретить много старых американских и новых советских грузовиков, легковые автомашины из Польши, Англии, Японии. Однако рядом с ними все чаще и чаще попадаются грузовые автомашины, очень напоминающие наш советский ЗИЛ-150, но с маркой «Цзефан» — «Освобождение». Эта марка принадлежит Чанчуньскому автозаводу, построенному, как и многие другие предприятия, с помощью Советского Союза и оборудованному по последнему слову техники. Уже в конце первой пятилетки Чанчуньский завод выпускал до 30 тыс. автомашин в год, в недалеком будущем его производительность возрастет в пять раз. Осваивается производство легковых автомобилей. Постепенно преобразуется старая отрасль—транспортное машиностроение. Китай впервые стал производить новейшие средства тяги — тепловозы и электровозы. Крупнейшие заводы, выпускающие локомотивы, находятся в Люйда и Циндао. Большие вагоностроительные заводы построены в Харбине и Чанчуне, поблизости от центров деревообработки.
Как и все мусульмане, хуэй не едят свинину, кроме того они не употребляют в пищу мяса лошадей, мулов, моллюсков, хищных животных и птиц. Животные, которые предназначены для еды, должны быть забиты с соблюдением определенных правил и только мусульманами. Вино запрещено кораном. Курение табака одними религиозными сектами разрешается, другими запрещено.