Исии Такаси показывает, что цели юго-западных феодалов, выступавших за насильственное свержение бакуфу, и цели британской политики по отношению к бакуфу существенно отличались. Он приходит к следующему выводу: «Идея Олкока о коалиции героических княжеств была отрицанием, но не свержением бакуфу. Она означала Переход от диктатуры бакуфу к союзу героических, княжеств без революции и волнений». Исследователь показывает, что смена лиц в английской миссии в Японии существенно Читать далее
Архив рубрики: История
Теория модернизации
Очевидно, что ни одна из приведенных оценок не является исчерпывающе правильной, поскольку делает акцент на различных элементах того явления, которое получило название японской «теории модернизации». Необходимо выявить эволюцию «теории модернизации» в Японии, ее содержание, и на этой основе дать ей более адекватную оценку.
«Теория модернизации» получила распространение в Японии Читать далее
База государственной власти
Однако он выделяет тот признак, который позволяет ему говорить об абсолютистском характере этой власти.. Таким признаком является неоднократно отмечаемая исследователем высокая степень самостоятельности правящей бюрократии. «…Степень относительной самостоятельности нового правительства была высокой, отличающейся от наблюдаемой в обычном государстве» , — констатирует исследователь. Подводя итог тем переменам Читать далее
Достояние исторического мира
В 1868 г. вышла уже упоминавшаяся работа Тояма Сигэки «Мэйдзи исин и современность». В этой книге исследователь ставил целью «упорядочить» и «передать читателям результаты послевоенных исследований Мэйдзи исин, которые следует назвать общим достоянием исторического мира» . Различным направлениям буржуазного историзма в изучении Мэйдзи исин Тояма Сигэки стремится противопоставить трактовку этого со: бытия с историко-материалистических Читать далее
Паразитические помещики
Оиси считал, что «паразитические помещики» в основе своей являются тем же классом, что и феодалы. Этот взгляд встретил возражение со стороны специалистов по истории Европы. Такахаси Кохатиро и Такэути Микитоси на материале европейской истории доказывали, что существует буржуазное развитие крестьянства, характерное для нового. времени, а паразитическая помещичья собственность устанавливается как реакция на зарождение капиталистических элементов.
В ходе Читать далее
Южный Китай
Южный Китай, в который входят провинции Гуандун и Гуанси-Чжуанская автономная область — главный район производства тропических культур. Он поставляет на север по Пекин-Гуанчжоуской железной дороге тропические фрукты, тростниковый сахар, пряности. Большое экономическое значение для страны имеет также разведение технических пород деревьев, особенно каучуконосов. Через Южный Китай осуществляются связи Китая со странами Юго-Восточной Азии по железной дороге, ведущей в Демократическую Республику Вьетнам, и морем через Гуанчжоуский порт. В эти страны Китай вывозит продукцию сельского хозяйства, машины, текстиль, получая взамен каучук и другие товары.
Значение Северо-Западного Китая, состоящего из провинции Шэньси, Ганьсу, Цинхай и Синьцзян-Уйгур — ской автономной области, в народном хозяйстве КНР определяется прежде всего его большими нефтяными ресурсами. Кроме того, это один из основных животноводческих районов и новая база хлопководства. До освобождения только провинция Шэньси была соединена железной дорогой с остальными районами страны. Вся остальная часть огромной территории Северо-Западного Китая была практически оторвана от главных промышленных баз, что сковывало ее экономическое развитие. После освобождения Лунхайская железная дорога — важнейшая широтная магистраль старого Китая — была продолжена на северо-запад, в ближайшие годы дорога пройдет через территорию Синьцзян-Уйгурской автономной области и сомкнется в Актогае с железнодорожной сетью Советского Союза. Кроме того, строится железная дорога Ланьчжоу-Цинхай. По этим магистралям на восток пойдет нефть, животноводческая продукция и хлопок, на запад — машины и промышленное оборудование, необходимые для нового капитального строительства, и товары народного потребления для быстро увеличивающегося населения. Через Синьцзян-Уйгурскую автономную область проходит один из важнейших путей внешней торговли Китая. С окончанием строительства железной дороги Ланьчжоу — Актогай значение этого пути еще более возрастет.
Новый народный Китай
Только новый народный Китай смог дать неопровержимый ответ на этот вопрос. Численность населения Китайской Народной Республики, по переписи 1953 г., составляла 601,9 млн. человек, средний годовой прирост населения в 1953—1957 гг. равнялся 2,2%, т. е. на территории, непосредственно контролируемой Народным правительством Китая, население ежегодно увеличивается в среднем на 13 млн. человек Г За тот же период годовой сбор зерна увеличивался в среднем на 4,3% — значительно быстрее, чем росло население. Так было в первой пятилетке. А первый год второй пятилетки поразил даже оптимистов: сбор зерна в стране вырос по сравнению с 1957 г. более чем вдвое.
Каким парадоксом звучат теперь слова Мальтуса: «Все, что нам известно о Китае и Японии, дает нам право сомневаться в том, чтобы при наибольших усилиях человеческого труда можно было достигнуть удвоения произведений земли, даже в возможно длинный период времени» .
В результате этих замечательных успехов Китай по производству зерна на душу населения далеко обошел крупнейшие страны Западной Европы — Италию, Западную Германию, Францию и сделал гигантский рывок к достижению уровня США: в 1952 г. в США производилось на душу населения в 3,6 раза больше зерна, чем в Китае, а в 1958 г.— уже лишь на 60%. Можно ли при виде этого стремительного развития сельского хозяйства сомневаться в том, что китайская земля в состоянии прокормить и одеть всех, кто упорно трудится на ней.
Миллионы людей
Особняком стоят примыкающие к северной группе, но не входящие в нее хунаньский диалект, на котором говорит население центральной и южной части провинции Хунань, и хуйчжоуский диалект, распространенный среди жителей южной части провинции Аньхой. Некоторые из этих диалектов, например у и минь, распадаются в свою очередь на ряд местных говоров, также сильно отличающихся друг от друга. На каждом из диалектов говорит по нескольку десятков миллионов людей.
Разница в произношении настолько велика, что речь северянина совершенно непонятна на слух южанину, и наоборот. Южанину приходится еще тяжелее, он оказывается в затруднительном положении не только на севере страны, но и у себя на юге: стоит ему переехать из одной провинции в другую, как его перестают понимать окружающие. Иной раз говор резко меняется, даже если проедешь всего несколько десятков километров.
Пекинский ученый, читающий лекцию для широкой аудитории на юге, не может обойтись без переводчика, который переводит его пекинский диалект китайского языка на один из южных диалектов того же самого китайского языка. А иностранцу здесь нередко уже нужны два переводчика: один — для перевода с его языка на пекинский диалект и другой — для перевода с пекинского диалекта на местный.
Победа народной революции
Еще задолго до победы народной революции в различных частях огромной территории Китая стал складываться свой особенный облик хозяйства. В новом Китае этот облик стал еще ярче и определеннее. Сейчас страна делится на семь крупных, резко отличных друг от друга частей, которые называют зонами экономической координации. Каждая из этих зон все более тесными узами связывается в единое экономическое целое и вместе с тем имеет особые неповторимые черты, представляющие интерес для всей страны.
Северо-Восточный Китай, объединяющий провинции Ляонин, Гирин и Хэйлунцзян,— основная база тяжелой промышленности, важнейший поставщик металла, машин и леса всем крупным новостройкам Китая. Общенародное значение имеют и некоторые виды продукции легкой промышленности и сельского хозяйства: Северо — Восточный Китай дает для экспорта чесучу и соевые бобы, а для внутреннего потребления в других частях страны — фуражное зерно. Это один из главных районов освоения целинных земель, привлекающий большое число переселенцев. Через Северо-Восточный Китай проходит важнейший, а до недавнего времени и единственный железнодорожный путь, связывающий Китайскую Народную Республику с другими странами лагеря социализма,— Китайско-Чанчуньская железная дорога. По этому пути из Советского Союза и демократических стран Европы в Северо-Восточный Китай и через его территорию в другие районы поступают нефть, машины и другая промышленная продукция, а обратно направляются руды, изделия легкой и кустарной промышленности и прочие предметы китайского экспорта. Со всеми остальными районами Северо-Восточный Китай связан единственной пока железнодорожной магистралью Шэньян — Пекин, по которой вывозится металл, машины, фуражное зерно, а ввозится уголь и продовольствие. Часть этих товаров идет морем через один из крупнейших китайских портов — Люйда. Северный Китай, охватывающий территорию провинций Хэбэй, Шаньси и автономной области Внутренняя Монголия,— важнейшая угольная и хлопковая база страны.
Население побережья
Очень редким было раньше население побережья Бохайского залива и Желтого моря. Обширные площади земель в прошлом здесь были засолены и давали очень скудные урожаи. Теперь тут также появились госхозы, которые провели большие мелиоративные работы и заново освоили этот район.
Если взять крупномасштабные карты размещения населения в восточных районах Китая, то обнаружится еще один поразительный контраст: в небольших районах, как в капле воды, повторяется та неравномерность размещения населения, которая характерна для всей страны в целом. Подавляющая часть населения ютится в долинах речек и небольших котловинах, тогда как горы и даже небольшие холмы почти безлюдны. Только в последние годы с развитием многоотраслевого сельского хозяйства намечается поворот к большему использованию горных склонов и к заселению горных районов.
Коренным образом изменилось направление потока переселенцев из южных приморских районов — Фуцзяни и Гуандуна. Прежде большое число жителей этих районов эмигрировало за границу — в Юго-Восточную Азию и Южную Америку. Теперь крестьяне Фуцзяни и Гуандуна в плановом порядке переселяются на остров Хайнань. Здесь, на крайнем юге Китая, так же, как и на крайнем севере, сохранились еще значительные площади пустующих земель. Остров Хайнань превращается в тропический сад КНР.
Значительные успехи достигнуты и в освоении обширных западных районов Китая. В народном Китае впервые по-настоящему начато использование богатых и разнообразных природных ресурсов этих районов. Развитие промышленности, строительство железных и шоссейных дорог, освоение целинных земель во Внутренней Монголии, в Ганьсу, Нинся-Хуэйской автономной области, Цинхае и Синьцзян-Уйгурской автономной области привлекает сюда крупные массы населения из восточных районов страны, прежде всего из Северного Китая.