Архив рубрики: История

Паразитические помещики

Паразитические помещикиОиси считал, что «паразитические помещики» в основе своей являются тем же классом, что и феодалы. Этот взгляд встретил возражение со стороны специалистов по истории Европы. Такахаси Кохатиро и Такэути Микитоси на материале европейской истории доказывали, что существует буржуазное развитие крестьянства, характерное для нового. времени, а паразитическая помещичья собственность устанавливается как реакция на зарождение капиталистических элементов.

В ходе Читать далее

Южный Китай

Южный КитайЮжный Китай, в который входят провинции Гуандун и Гуанси-Чжуанская автономная область — главный район производства тропических культур. Он поставляет на север по Пекин-Гуанчжоуской железной дороге тропические фрукты, тростниковый сахар, пряности. Большое экономическое значение для страны имеет также разведение технических пород деревьев, особенно каучуконосов. Через Южный Китай осуществляются связи Китая со странами Юго-Восточной Азии по железной дороге, ведущей в Демократическую Республику Вьетнам, и морем через Гуанчжоуский порт. В эти страны Китай вывозит продукцию сельского хозяйства, машины, текстиль, получая взамен каучук и другие товары.

Значение Северо-Западного Китая, состоящего из провинции Шэньси, Ганьсу, Цинхай и Синьцзян-Уйгур — ской автономной области, в народном хозяйстве КНР определяется прежде всего его большими нефтяными ресурсами. Кроме того, это один из основных животноводческих районов и новая база хлопководства. До освобождения только провинция Шэньси была соединена железной дорогой с остальными районами страны. Вся остальная часть огромной территории Северо-Западного Китая была практически оторвана от главных промышленных баз, что сковывало ее экономическое развитие. После освобождения Лунхайская железная дорога — важнейшая широтная магистраль старого Китая — была продолжена на северо-запад, в ближайшие годы дорога пройдет через территорию Синьцзян-Уйгурской автономной области и сомкнется в Актогае с железнодорожной сетью Советского Союза. Кроме того, строится железная дорога Ланьчжоу-Цинхай. По этим магистралям на восток пойдет нефть, животноводческая продукция и хлопок, на запад — машины и промышленное оборудование, необходимые для нового капитального строительства, и товары народного потребления для быстро увеличивающегося населения. Через Синьцзян-Уйгурскую автономную область проходит один из важнейших путей внешней торговли Китая. С окончанием строительства железной дороги Ланьчжоу — Актогай значение этого пути еще более возрастет.

Новый народный Китай

Новый народный КитайТолько новый народный Китай смог дать неопровержимый ответ на этот вопрос. Численность населения Китайской Народной Республики, по переписи 1953 г., составляла 601,9 млн. человек, средний годовой прирост населения в 1953—1957 гг. равнялся 2,2%, т. е. на территории, непосредственно контролируемой Народным правительством Китая, население ежегодно увеличивается в среднем на 13 млн. человек Г За тот же период годовой сбор зерна увеличивался в среднем на 4,3% — значительно быстрее, чем росло население. Так было в первой пятилетке. А первый год второй пятилетки поразил даже оптимистов: сбор зерна в стране вырос по сравнению с 1957 г. более чем вдвое.

Каким парадоксом звучат теперь слова Мальтуса: «Все, что нам известно о Китае и Японии, дает нам право сомневаться в том, чтобы при наибольших усилиях человеческого труда можно было достигнуть удвоения произведений земли, даже в возможно длинный период времени» .

В результате этих замечательных успехов Китай по производству зерна на душу населения далеко обошел крупнейшие страны Западной Европы — Италию, Западную Германию, Францию и сделал гигантский рывок к достижению уровня США: в 1952 г. в США производилось на душу населения в 3,6 раза больше зерна, чем в Китае, а в 1958 г.— уже лишь на 60%. Можно ли при виде этого стремительного развития сельского хозяйства сомневаться в том, что китайская земля в состоянии прокормить и одеть всех, кто упорно трудится на ней.

Миллионы людей

Миллионы людейОсобняком стоят примыкающие к северной группе, но не входящие в нее хунаньский диалект, на котором говорит население центральной и южной части провинции Хунань, и хуйчжоуский диалект, распространенный среди жителей южной части провинции Аньхой. Некоторые из этих диалектов, например у и минь, распадаются в свою очередь на ряд местных говоров, также сильно отличающихся друг от друга. На каждом из диалектов говорит по нескольку десятков миллионов людей.

Разница в произношении настолько велика, что речь северянина совершенно непонятна на слух южанину, и наоборот. Южанину приходится еще тяжелее, он оказывается в затруднительном положении не только на севере страны, но и у себя на юге: стоит ему переехать из одной провинции в другую, как его перестают понимать окружающие. Иной раз говор резко меняется, даже если проедешь всего несколько десятков километров.

Пекинский ученый, читающий лекцию для широкой аудитории на юге, не может обойтись без переводчика, который переводит его пекинский диалект китайского языка на один из южных диалектов того же самого китайского языка. А иностранцу здесь нередко уже нужны два переводчика: один — для перевода с его языка на пекинский диалект и другой — для перевода с пекинского диалекта на местный.

Победа народной революции

Победа народной революцииЕще задолго до победы народной революции в различных частях огромной территории Китая стал складываться свой особенный облик хозяйства. В новом Китае этот облик стал еще ярче и определеннее. Сейчас страна делится на семь крупных, резко отличных друг от друга частей, которые называют зонами экономической координации. Каждая из этих зон все более тесными узами связывается в единое экономическое целое и вместе с тем имеет особые неповторимые черты, представляющие интерес для всей страны.

Северо-Восточный Китай, объединяющий провинции Ляонин, Гирин и Хэйлунцзян,— основная база тяжелой промышленности, важнейший поставщик металла, машин и леса всем крупным новостройкам Китая. Общенародное значение имеют и некоторые виды продукции легкой промышленности и сельского хозяйства: Северо — Восточный Китай дает для экспорта чесучу и соевые бобы, а для внутреннего потребления в других частях страны — фуражное зерно. Это один из главных районов освоения целинных земель, привлекающий большое число переселенцев. Через Северо-Восточный Китай проходит важнейший, а до недавнего времени и единственный железнодорожный путь, связывающий Китайскую Народную Республику с другими странами лагеря социализма,— Китайско-Чанчуньская железная дорога. По этому пути из Советского Союза и демократических стран Европы в Северо-Восточный Китай и через его территорию в другие районы поступают нефть, машины и другая промышленная продукция, а обратно направляются руды, изделия легкой и кустарной промышленности и прочие предметы китайского экспорта. Со всеми остальными районами Северо-Восточный Китай связан единственной пока железнодорожной магистралью Шэньян — Пекин, по которой вывозится металл, машины, фуражное зерно, а ввозится уголь и продовольствие. Часть этих товаров идет морем через один из крупнейших китайских портов — Люйда. Северный Китай, охватывающий территорию провинций Хэбэй, Шаньси и автономной области Внутренняя Монголия,— важнейшая угольная и хлопковая база страны.

Население побережья

Население побережьяОчень редким было раньше население побережья Бохайского залива и Желтого моря. Обширные площади земель в прошлом здесь были засолены и давали очень скудные урожаи. Теперь тут также появились госхозы, которые провели большие мелиоративные работы и заново освоили этот район.

Если взять крупномасштабные карты размещения населения в восточных районах Китая, то обнаружится еще один поразительный контраст: в небольших районах, как в капле воды, повторяется та неравномерность размещения населения, которая характерна для всей страны в целом. Подавляющая часть населения ютится в долинах речек и небольших котловинах, тогда как горы и даже небольшие холмы почти безлюдны. Только в последние годы с развитием многоотраслевого сельского хозяйства намечается поворот к большему использованию горных склонов и к заселению горных районов.

Коренным образом изменилось направление потока переселенцев из южных приморских районов — Фуцзяни и Гуандуна. Прежде большое число жителей этих районов эмигрировало за границу — в Юго-Восточную Азию и Южную Америку. Теперь крестьяне Фуцзяни и Гуандуна в плановом порядке переселяются на остров Хайнань. Здесь, на крайнем юге Китая, так же, как и на крайнем севере, сохранились еще значительные площади пустующих земель. Остров Хайнань превращается в тропический сад КНР.

Значительные успехи достигнуты и в освоении обширных западных районов Китая. В народном Китае впервые по-настоящему начато использование богатых и разнообразных природных ресурсов этих районов. Развитие промышленности, строительство железных и шоссейных дорог, освоение целинных земель во Внутренней Монголии, в Ганьсу, Нинся-Хуэйской автономной области, Цинхае и Синьцзян-Уйгурской автономной области привлекает сюда крупные массы населения из восточных районов страны, прежде всего из Северного Китая.

Дикие растения

Дикие растенияВ 54 км к юго-западу от Пекина находится небольная деревушка Чжоукоудянь. Вблизи этой деревушки в пещерах и расселинах археологи обнаружили останки одного из древнейших предков современного человека — синантропа. 500 тысячелетий назад первобытные люди здесь охотились, собирали дикие растения, бережно хранили первую вырванную у природы тайну — тайну огня.

И все же даже малой толики из того, что уцелело, более чем достаточно для доказательства высокого трудолюбия и огромного таланта китайского народа. Эти качества проявились и в большом и в малом: в Великой китайской стене высотой с трехэтажный лом и длиной в четыре тысячи километров; и в чуде акустики— камне тройного эха в пекинском Храме Неба: взойдите на этот камень, хлопните в ладоши, и хлопок трижды возвратится к вам; в Великом канале, протянувшемся на 1700 км и соединившем все важнейшие водные пути древнего Китая; и в другом чуде Храма Неба — стене шепота: встаньте у этой стены, и вы четко услышите все, что говорят люди шагах в 20—30 от вас, даже если они произносят слова так, что сами едва разбирают их; в гигантской оросительной системе Дуцзяньянь на юго-западе страны; и в маленьком неказистого вида бронзовом сосуде из музея в Ханчжоу, на дне которого выгравированы маленькие рыбки: потрите ручки этого сосуда, и рыбки словно оживут, из их ртов забьют маленькие фонтанчики воды, как будто форель играет в холодных струях горного ручья; в грандиозных пагодах и дворцах; во фресках Дуньхуана; в каменных изваяниях перед минскими могилами Пекина и Нанкина; и в удивительных по красоте изделиях из лака, перегородчатой эмали, слоновой кости, фарфора, драгоценных камней.

Очень трудно уловить и выразить словами национальный характер китайцев, как, впрочем, и любого другого народа. Однако нельзя не сказать о некоторых чертах, встречающихся так часто, что их по праву можно считать достоянием всей нации.

Прежде всего — это трудолюбие, привычка к упорной кропотливой работе, которая нередко не дает плодов сразу. Эта черта очень образно запечатлена в одной старинной легенде, которую любят рассказывать китайцы.

Всекитайская выставка

Всекитайская выставкаТех, кто побывал в конце 1958 г. на Всекитайской выставке промышленности и транспорта в Пекине, не могла не поразить возросшая мощь китайского тяжелого машиностроения. На открытой площадке выставки, которую посетители по праву прозвали «царством великанов», возвышались огромные блюминги, прессы, горнодобывающее оборудование, котлы, нефтебуровая установка, экскаваторы и краны, по сравнению с которыми выглядели карликами даже тяжелые станки, паровозы, тепловозы и электровозы.

Важнейшие предприятия тяжелого машиностроения находятся в Северо-Восточном Китае. Этот район, обладающий самой мощной в стране металлургической и энергетической базой, не только полностью обеспечивает большой спрос тяжелого машиностроения на металл и топливо, но и потребляет немалую долю его продукции. Общегосударственное значение имеют предприятия Фулаэрцзи, Шэньяна и Харбина. Завод в Фу — лаэрцзи выпускает оборудование для металлургической промышленности. Шэньян выделяется производством оборудования для горнодобывающей промышленности и, кроме того, наряду с Харбином — это крупнейший центр энергетического машиностроения. Северо-Восточный Китай на 4/s удовлетворяет потребности развития угольной промышленности страны и капитального строительства трех металлургических гигантов — в Анынане, Баотоу и Ухане и поставляет очень большую часть электроэнергетического оборудования.

Крупный завод горнорудного оборудования, построенный в Лояне, в центре второго после Северо-Восточного Китая угольного района страны, и ориентирующийся на металл Уханьского комбината, снабжает своей продукцией северо-западную Хэнань, Хунань, Шэньси и Шаньси. Тайюаньский завод металлургического оборудования использует местный металл, часть его продукции потребляется на месте, а часть — отправляется на строительство Баотоуского комбината. Шанхайские заводы, выпускающие энергетическое оборудование, также имеют собственную сырьевую базу и обслуживают большое капитальное строительство в обширных районах, тяготеющих к городу. В несколько худшем положении в отношении снабжения металлом находится Ланьчжоуский завод нефтяного оборудования, построенный в центре района нефтяной промышленности для снабжения нефтепромыслов специальным оборудованием.

Богатейшие ресурсы

Богатейшие ресурсыЭти богатейшие ресурсы в прошлом использовались очень слабо. В 1949 г. тяжелая промышленность давала только 29% промышленной продукции страны, в том числе машиностроение — всего 1,7%. На огромную страну, в которой живет четверть всего человечества, приходились ничтожные доли промышленной продукции капиталистического мира: 0,6% добычи угля, 0,5% добычи железной руды, 0,35% производства чугуна, 0,22% производства меди.

Индустриализация страны, начавшаяся в первой пятилетке, изменила соотношение между двумя подразделениями промышленности. Доля средств производства в промышленной продукции увеличилась к 1957 г. до 52%, в том числе доля машиностроения поднялась до 9%. В стране созданы совершенно новые для нее отрасли.

По производству важнейших видов промышленной продукции Китайская Народная Республика быстро догоняет ведущие индустриальные державы. По добыче угля Китай в 1937 г. занимал седьмое место в мире, к 1949 г. он был отброшен на девятое место, в 1952 г., к концу восстановительного периода, передвинулся на шестое, а в 1957 г., после выполнения первого пятилетнего плана,— на пятое место. В результате резкого увеличения добычи угля в 1958 г., первом году второй пятилетки, Китай оставил позади еще две страны — Западную Германию и Англию и уступает теперь лишь Соединенным Штатам и Советскому Союзу.

По производству электроэнергии Китай за период с 1949 по 1956 г. передвинулся с 24-го на 16-е место в мире. По выплавке стали в 1949 г. Китаю принадлежало 24-е место в мире, в 1952 г.— 18-с, в 1957 г.— 9-е, а в 1958 г.— 7-е, впереди остались теперь только шесть крупнейших промышленных стран: США, СССР, ФРГ, Англия, Франция и. Япония, причем к уровню производства последней Китай подошел уже вплотную. К уровню ведущих держав подтягиваются и другие отрасли тяжелой промышленности.

Возращение домой

Возращение домойМало найдется гор больше, чем Тайханшань и Ванъушань: 10 тысяч чжанов нужно пройти, чтобы подняться на них, 700 ли, чтобы обойти. К северу от гор жил старик по имени Юй Гун. Почти девять десятков лет приходилось старику дотгим кружным путем огибать дорогу. Надоело ему это, и вот однажды созвал он всю свою семью и сказал: «Две большие горы стоят у нас на пути, мешают нам. Возьмемся-ка все вместе и сроем их, проложим прямой путь в Юйчжоу». Все согласились с ним, и на следующий день Юй Гун со всей своей семьей принялся за работу. Пришел помогать им даже семилетний сын соседки вдовы. Усердно трудились они, круглый год рыли землю, ломали камни и сбрасывали их в Бохайский залив. Очень редко доводилось им возвращаться домой. А на берегу реки Хуанхэ жил в то время другой старик, которого люди прозвали Чжи Соу, что значит «Мудрый старец». Пришел однажды Чжи Соу посмотреть, как работает Юй Гун со своей семьей, землю копает, скалы рушит, и стал в душе смеяться над ними. Уходя он сказал Юй Гуну: «Ну и глуп же ты! Стар ты уже, до смерти недалеко, твоих сил не хватит и на то, чтобы выдернуть кустики травы, что растут на горах, как же ты сможешь перетаскать всю эту землю и все эти камни?».

Разогнул спину Юй Гун и так ответил Чжи Соу: «Зря, видно, люди тебя мудрым прозвали. Разума-то у тебя меньше, чем у этого сынишки вдовы. Да, я стар, мало мне жить на свете осталось. Но после моей смерти останутся сыны мои, сыны внуков родят, у внуков — правнуки будут. И так вечно не иссякнет род наш, а эти две горы не вырастут ни на вершок, к ним не прибавится ни куска камня, ни кома земли, не я, так потомки мои сравняют их». Ни слова не сказал «мудрый» Чжи Соу, повернулся и ушел посрамленный…

Трудолюбие дополняется высокой организованностью, дисциплинированностью. Не будь этого, разве была бы успешной грандиозная борьба с водной стихией, постоянно угрожавшей жизни и имуществу миллионов крестьян, разве могли бы быть возведены гигантские дамбы, сдерживающие бешенство рек, построены грандиозные каналы, дающие воду полям?