«Теория модернизации» в интерпретации ее японских адептов также привлекла внимание к значению социально-психологического аспекта в исторических исследованиях, что было слабым местом в марксистской историографии. По мнению Хн — рата Рокуро, отличительным моментом «теории модернизации являегся «сильное внимание к проблеме утверждения так называемого человека нового времени»®4. Выдвижение «проблемы человека» можно рассматривать не только как реакцию Читать далее
Архив рубрики: Культура
Методология марксизма
Утида истолковывает методологию марксизма как учение о всеобщей закономерности, а методологию М. Вебера как учение об индивидуальном, идеально-типическом, подходит к марксизму с точки зрения, близкой неокантианству Рикке — рта, Виндельбандта, Как отмечает Ота Хидэмити, «Основной угол зрения в анализе Утида… выглядит так, чтобы сделать относительным Маркса и Вебера или имеет своим результатом критическое заимствование Маркса в аспекте Вебера. По этой причине Читать далее
Исключительное государство
Далее он рассматривает вопрос о разделении обычного государства и исключительного государства, а в качестве критерия такого разделения выдвигает соответствие ведущего политического порядка и ведущего экономического порядка. В этом случае политическая система — это категория, выражающая сущность власти, то, каким образом осуществляет господство политически господствующий класс. Хосино Дзюн, какиСимо — яма Сабуро, проводит различие между экономически господствующим Читать далее
Влияние марксистской историографии
Однако расширение влияния марксистской историографии в послевоенной Японии и укрепление ее позиций — процесс далеко не прямолинейный. Представителям марксистской историографии приходится утверждать свои позиции в ожесточенной борьбе с реакционной буржуазной наукой, которая рассматривается правящими кругами Японии как — опора в борьбе против демократического движения Читать далее
Экономические исследования
В экономических исследованиях Нарамото Тацуя, который считал себя сторонником школы «Кодза» , заметен отход от ряда положений, характерных для этой школы. Он стремился выйти за пределы той методологии, которая была у «Кодза» довоенного периода. Эта же тенденция проявилась и у Фудзи — та Горо, который в конце 40-х — начале 50-х годов на основании обобщения огромного фактического материала выпустил ряд трудов по экономической истории Читать далее
Теория модернизации
Такие идеи были близки сторонникам «теории модернизации», которые не ограничивались копированием ее западных образцов, а искали истоки этой теории на почве развития японской исторической мысли. Сотрудники Института экономических проблем Азии, который занимается «сравнительным изучением процесса модернизации как внутри Японии, так и за рубежом», в коллективном исследовании «Модернизация Читать далее
Проведение аграрной реформы
Впоследствии Иноуэ Киёси внес уточнение в свою периодизацию. Конечным пунктом Мэйдзи исин он предложил считать проведение аграрной реформы 1873 г. В основу критерия данной периодизации им положено изменение основных классовых противоречий. С его точки зрения, если раньше основным классовым противоречием было противоречие между классом феодальных сеньоров и феодально зависимым крестьянством, то отныне основным Читать далее
Общество изучения истории Японии
Общество изучения истории Японии также не осталось в стороне от движения протеста против реакционного курса правительства, заявив об этом в свом центральном органе — журнале «Изучение истории Японии» . В нем был помещен ряд материалов с разоблачением фальсификации «столетия Мэйд — зи»: статья Усиромацу Хорэй «Столетие Мэйдзи» и средства массовой информации», .Харада Кимико «Празднованиестолетня Мэйдзи» и система местного самоуправления» . Разоблачению Читать далее
Понимание сущности
В этом отрывке Исии Такаси в краткой форме изложил свое понимание сущности Мэйдзи исин и ее хронологических рамок. Но для того чтобы все процессы довольно продолжительного перирда вставить в рамки абсолютизма, Исии понадобилось расширенное истолкование этого явления. Абсолютизм трактуется им как форма государства на заключительном этапе феодализма. Он пишет: «Абсолютизм является последней формой феодальной власти, соответствующей кризису феодализма, и когда Читать далее
Западная историография
В первые послевоенные годы в Японии появились переводы работ западных буржуазных ученых. Однако консервативная и реакционная западная историография не оказала заметного влияния на изучение процесса перехода Японии к капитализму. Характерна в этом плане судьба работ одного из столпов американской либеральной историографии Э. Рейшауэра. Еще в 1947 г. Э. Рейшауэр издал свой труд «Япония в прошлом я настоящем», в котором он развивал так называемую теорию Читать далее