Общество изучения истории Японии также не осталось в стороне от движения протеста против реакционного курса правительства, заявив об этом в свом центральном органе — журнале «Изучение истории Японии» . В нем был помещен ряд материалов с разоблачением фальсификации «столетия Мэйд — зи»: статья Усиромацу Хорэй «Столетие Мэйдзи» и средства массовой информации», .Харада Кимико «Празднованиестолетня Мэйдзи» и система местного самоуправления» . Разоблачению Читать далее
Архив рубрики: Культура
Понимание сущности
В этом отрывке Исии Такаси в краткой форме изложил свое понимание сущности Мэйдзи исин и ее хронологических рамок. Но для того чтобы все процессы довольно продолжительного перирда вставить в рамки абсолютизма, Исии понадобилось расширенное истолкование этого явления. Абсолютизм трактуется им как форма государства на заключительном этапе феодализма. Он пишет: «Абсолютизм является последней формой феодальной власти, соответствующей кризису феодализма, и когда Читать далее
Западная историография
В первые послевоенные годы в Японии появились переводы работ западных буржуазных ученых. Однако консервативная и реакционная западная историография не оказала заметного влияния на изучение процесса перехода Японии к капитализму. Характерна в этом плане судьба работ одного из столпов американской либеральной историографии Э. Рейшауэра. Еще в 1947 г. Э. Рейшауэр издал свой труд «Япония в прошлом я настоящем», в котором он развивал так называемую теорию Читать далее
Мануфактурная стадия развития
В то время историк выдвинул идею, что абсолютизм соответствует мануфактурной стадии развития капитализма. А поскольку переворот Мэйдзи приходится на начало мануфактурной стадии развития капитализма, то становится ясным, что у Мэйдзи исин не было иного исхода,, кроме установления абсолютизма.
Концепция Хаттори подверглась критике со стороны Хориэ Хидэити. В 1949 г. Хориэ выпустил книгу «Проблемы японской мануфактуры», в которой он утверждал, что в Англии Читать далее
Передовые японские историки
Передовые японские историки осознавали ту огромную роль, которую призвана рать историческая наука в общедемократической борьбе. Один из известных историков Накамура. Мабанори писал в связи с этим: «…Результаты и правда подлинной исторической наки, которые не в состоянии разрушить никакая сильная власть, должны стать не монополией мира науки, исследователя, а действительно общим достоянием, Читать далее
Объективное состояние
Однако Вада считает, что в Японии «теория модернизации» сохранила свое влияние после того, как утратила свою привлекательность на Западе. Очевидно, причины такого положения следует искать в том объективном состоянии, которое сложилось в 60-е годы как в японском обществе,, так и в исторической науке Японии. Одну из причин живучести «теории модернизации» социального порядка указал Вада Харуки. Говоря о «внутренних корнях Читать далее
Социальная опора государства
В качестве второй социальной опоры государства Харагути Киёси выделяет политических коммерсантов, крупную торгово — промышленную и финансовую буржуазию. Третьей социальной опорой абсолютистского государства, значение которой со временем продолжало возрастать, Харагути считает земельных собственников. «Мы можем считать одной из социальных опор государства помещичий класс как источник пополнения глав дворов Читать далее
Региональные исследования
При всей их необходимости и важности региональные исследования не могут дать ответа на те вопросы, которые связаны с ходом политической борьбы в Японии в целом, особенно при той большой неравномерности развития, которая была характерна для ее различных районов и сильных колебаниях общеполитической ситуации в Японии. Как справедливо замечает Такаки Сюнсукэ, при этом возникает опасность отрыва крестьянства, «потрясшего до самого основания систему бакухан», Читать далее
Парламентская форма правления
Некоторые положения Кавано созвучны пониманию Мэйдзи псин как «революции сверху». Исследователь считает, что ход французской революции, по словам К. Маркса, направлен «снизу вверх», это процесс непрерывного подъема, японская же революция — это скорее процесс, который идет сверху вниз» . В другом месте Кавано вновь возвращается к этой мысли и замечает: «Нельзя отрицать, Читать далее
Революция сверху
Следует отметить еще одну концепцию, которая была выдвинута в указанный период. Это был подход к Мэйдзи исин как к «революции сверху». Вскоре после войны к концепции «революции сверху» обратился Хани Горо, но в его трудах она не получила дальнейшего своего развития. Непоследовательность переворота Мэйдзи как буржуазной революции, ее незавершенность отмечалась многими исследователями. В 1949 году Такэути Коному утверждал, что в революции Мэйдзи Читать далее