Однако Вада считает, что в Японии «теория модернизации» сохранила свое влияние после того, как утратила свою привлекательность на Западе. Очевидно, причины такого положения следует искать в том объективном состоянии, которое сложилось в 60-е годы как в японском обществе,, так и в исторической науке Японии. Одну из причин живучести «теории модернизации» социального порядка указал Вада Харуки. Говоря о «внутренних корнях Читать далее
Архив рубрики: Культура
Социальная опора государства
В качестве второй социальной опоры государства Харагути Киёси выделяет политических коммерсантов, крупную торгово — промышленную и финансовую буржуазию. Третьей социальной опорой абсолютистского государства, значение которой со временем продолжало возрастать, Харагути считает земельных собственников. «Мы можем считать одной из социальных опор государства помещичий класс как источник пополнения глав дворов Читать далее
Региональные исследования
При всей их необходимости и важности региональные исследования не могут дать ответа на те вопросы, которые связаны с ходом политической борьбы в Японии в целом, особенно при той большой неравномерности развития, которая была характерна для ее различных районов и сильных колебаниях общеполитической ситуации в Японии. Как справедливо замечает Такаки Сюнсукэ, при этом возникает опасность отрыва крестьянства, «потрясшего до самого основания систему бакухан», Читать далее
Парламентская форма правления
Некоторые положения Кавано созвучны пониманию Мэйдзи псин как «революции сверху». Исследователь считает, что ход французской революции, по словам К. Маркса, направлен «снизу вверх», это процесс непрерывного подъема, японская же революция — это скорее процесс, который идет сверху вниз» . В другом месте Кавано вновь возвращается к этой мысли и замечает: «Нельзя отрицать, Читать далее
Революция сверху
Следует отметить еще одну концепцию, которая была выдвинута в указанный период. Это был подход к Мэйдзи исин как к «революции сверху». Вскоре после войны к концепции «революции сверху» обратился Хани Горо, но в его трудах она не получила дальнейшего своего развития. Непоследовательность переворота Мэйдзи как буржуазной революции, ее незавершенность отмечалась многими исследователями. В 1949 году Такэути Коному утверждал, что в революции Мэйдзи Читать далее
Влияние марксистской исторической науки
Японские историки отмечают влияние марксистской исторической науки на Оцука Хисао, особенно работ школы «Код — за». Наряду с марксизмом огромное влияние на исторические взгляды Оцука оказала социология немецкого философаидеалиста Макса Вебера. У М. Вебера Оцука Хисао займ, ствовал теорию «идеального типа», которая была положена им в основу сравнительно-экономического изучения истории раз. вития капитализма. Читать далее
Лагери историков
С этого времени берут начало расхождения в лагерях историков, опирающихся на. марксистскую методологию, по вопросу трактовки сущности Мэйдзи исин: является ли это событие буржуазной революцией или становлением абсолютизма. Эти расхождения получили известность как спор между школами «Роно» и «Кодза». Заслуга школы «Кодза» состоит. в том, что своими исследованиями переворота Мэйдзи ее представители способствовали выработке стратегии революционной борьбы пролетариата и коммунистической Читать далее
Общество бакумацу
Другой подход представлен Сасаки Дзюнносукэ, который изложил свою концепцию в ряде статей, опубликованных в журнале «Рэкисигаку кэнкю» и в монографии «Общество бакумацу». Основной идеей Сасаки является мысль о незавершенности буржуазного развития в Японии, которая отражается на специфике классовых отношений и классовой борьбы в Японии. В своих работах он ставит вопрос о качественном развитии классовой борьбы на основе противоречий Читать далее
Типологический подход
Если отвлечься от односторонностей того и другого подхода, то можно заметить, что в основе своей они не противоречат друг другу. Типологический подход возник из необходимости объяснения помещичьей системы в том виде, который она приняла после переворота и преобразований Мэйдзи. Что же касается стадиального подхода, то он. делал акцент на выяснении помещичьей системы накануне переворота, Читать далее
Прогрессивные элементы
В соответствии с такой оценкой внешнего положения Японии Иноуэ Киёси по-иному оценивает и движение сонно дзёи, которое он рассматривает как сопротивление внешнему давлению и видит в нем прогрессивные элементы. Если Тояма Сигани не видел существенной разницы в классовом содержании движения сонно дзёи и тобаку, то Иноуэ считал, что в переходе от одного движения к другому частично отражались антифеодальные требования масс, в то же время Читать далее