Абико прав, когда ставит вопрос, «не сузило ли это имманентное «спору о помещичьей системе» определение первоначальный смысл помещичьей системы и не превратило ли его в иллюзию для последующих исследователей» °. Действительно, поскольку помещичья система рассматривается как опора абсолютизма, при соответствующем подходе результаты исследований помещичьей системы могли быть прямо противоположны их назначению: не только Читать далее
Архив рубрики: Культура
Эволюция японской монархии
Вопрос о классовом характере и эволюции японской монархии был теснейшим образом связан с решением вопроса о сущности Мэйдзи исин и ее месте в мировой истории. Поэтому очень большое значение приобрела разработка методологии исследования японского государства в новое время. Положительную оценку в исторических кругах Японии получила работа Хосино Дзюн «Введение в теорию изменения социальной Читать далее
Методологический тупик
Стремлением соединить М. Вебера и К. Маркса Оцука Хисао создал методологический тупик, выход из которого лежал либо в переходе на главную магистраль развития исторической науки по пути марксизма, либо в движении назад к индивидуализирующей истории Риккерта и Виндельбандта. — Этот методологический, тупик был реакцией на социологизацию исторической науки, реакцией на вульгаризацию марксизма, который легко превращается в разновидность позитивизма, Читать далее
Результаты социально-экономических исследований
Высказанные замечания позволяют более глубоко оценить результаты социально-экономических исследований 50-х годов, связанных с интерпретацией социально-экономических предпосылок Мэндзи исии.
В 1954 г. Сёдзи Китиносукэ выпустил книгу «Экономическая структура в период Мэндзи исин». Исследование посвящено анализу социальных отношений в японской деревне и построено на материалах района Фукусима. .Он прослеживает сокращение сроков найма в сельском Читать далее
Политическая ориентация
Однако действительность 60-х годов не позволила сохранять баланс между марксизмом и прагматизмом, она требовала ясном политической ориентации в борьбе за демократию. Вместе с обострением этого противоречия потерпело крах и стремление разделять «прагматизм как идеологию и философию» и «прагматизм как метод» .В то время как необходимым условием такого разделения было использование прагматизма как метода, Читать далее
Рассмотрение проблем
Рассмотрение проблем, поднятых на конференции в 1954 г. Обществом изучения истории о движущих силах Мэйдзи иснн, было продолжено на конференции в 1955 году. В отделе истории нового времени было представлено четыре доклада: «Перспективы движения за свободу и народные права» Хориэ Хидэ — ити, «Становление народных прав гоно» Оэ Синобу, «Инцидент в Фукусима» Оиси Киитиро, «Развитие народных прав крестьянства» Читать далее
Развитие Японии
В своей работе, которая явилась первым разносторонним, исследованием переворота Мэйдзи, Тояма Сигэки не мог Пройти мимо влияния внешнего фактора, имевшего большое значение для социально-экономического и политического развития Японии. Он исходил из того, что Япония в это время превратилась в полуколониальный рынок капиталистических стран Европы и Америки, но при этом полагал, что зависимость Читать далее
История японского капитализма
В это же время в Японии были предприняты попытки противопоставить марксистской историографии переворота Мэйдзи его интерпретацию на основе другого идеалистического направления в буржуазной философии — прагматизма. Ведущим представителем этого направления стал в 60-е годы Уэяма Сюмпэй, который написал ряд работ методологического характера, обосновывающих особую теорию исторического процесса в исследовании переворота Мэйдзи, социально-экономической Читать далее
Японские адепты
«Теория модернизации» в интерпретации ее японских адептов также привлекла внимание к значению социально-психологического аспекта в исторических исследованиях, что было слабым местом в марксистской историографии. По мнению Хн — рата Рокуро, отличительным моментом «теории модернизации являегся «сильное внимание к проблеме утверждения так называемого человека нового времени»®4. Выдвижение «проблемы человека» можно рассматривать не только как реакцию Читать далее
Методология марксизма
Утида истолковывает методологию марксизма как учение о всеобщей закономерности, а методологию М. Вебера как учение об индивидуальном, идеально-типическом, подходит к марксизму с точки зрения, близкой неокантианству Рикке — рта, Виндельбандта, Как отмечает Ота Хидэмити, «Основной угол зрения в анализе Утида… выглядит так, чтобы сделать относительным Маркса и Вебера или имеет своим результатом критическое заимствование Маркса в аспекте Вебера. По этой причине Читать далее