В этом отрывке Исии Такаси в краткой форме изложил свое понимание сущности Мэйдзи исин и ее хронологических рамок. Но для того чтобы все процессы довольно продолжительного перирда вставить в рамки абсолютизма, Исии понадобилось расширенное истолкование этого явления. Абсолютизм трактуется им как форма государства на заключительном этапе феодализма. Он пишет: «Абсолютизм является последней формой феодальной власти, соответствующей кризису феодализма, и когда Читать далее
Архив рубрики: История
Основной закон всемирной истории
Японские исследователи совершенно справедливо отмечают, что концепция «самостоятельного крестьянина» Фудзита Горо сложилась#под влиянием, с одной стороны, Оцука Хисао, а, с другой стороны, — Хаттори Сисо, школы «Кодза» в целом. Влияние, теории Оцука Хисао прослеживается в самой основе концепции Фудзита, которой является идея зарождения капитализма на базе «среднего Читать далее
Мануфактурная стадия развития
В то время историк выдвинул идею, что абсолютизм соответствует мануфактурной стадии развития капитализма. А поскольку переворот Мэйдзи приходится на начало мануфактурной стадии развития капитализма, то становится ясным, что у Мэйдзи исин не было иного исхода,, кроме установления абсолютизма.
Концепция Хаттори подверглась критике со стороны Хориэ Хидэити. В 1949 г. Хориэ выпустил книгу «Проблемы японской мануфактуры», в которой он утверждал, что в Англии Читать далее
Японское общество
В 1959 году в американском сенате был заслушан «доклад Конрона», посвященный анализу японского общества. В нем го — . ворилось, что японская интеллигенция в целом придерживается левых поз-иций, но левое крыло в Японии «не является сравнительно ортодоксальной группировкой, а постепенно может испытать на себе влияние сил европейской социал-демократии». Канэхара Самой, анализировавший распространение Читать далее
Передовые японские историки
Передовые японские историки осознавали ту огромную роль, которую призвана рать историческая наука в общедемократической борьбе. Один из известных историков Накамура. Мабанори писал в связи с этим: «…Результаты и правда подлинной исторической наки, которые не в состоянии разрушить никакая сильная власть, должны стать не монополией мира науки, исследователя, а действительно общим достоянием, Читать далее
Буржуазная историография
Крупнейшим представителем реакционной буржуазной историографии в исследовании переворота Мэйдзи является Саката Есио. В 1960 г. он выпустил книгу «История Мэйдзи исин», которая затем была переиздана к столетнему юбилею событий в 1968 году. Следует отметить, что Саката получал финансовую помощь из фонда Рокфеллера. В 1.962 г. под редакцией Саката Есио вышел сборник статей «Проблемы Читать далее
Влияние марксистской исторической науки
Японские историки отмечают влияние марксистской исторической науки на Оцука Хисао, особенно работ школы «Код — за». Наряду с марксизмом огромное влияние на исторические взгляды Оцука оказала социология немецкого философаидеалиста Макса Вебера. У М. Вебера Оцука Хисао займ, ствовал теорию «идеального типа», которая была положена им в основу сравнительно-экономического изучения истории раз. вития капитализма. Читать далее
Хлопчатобумажная промышленность
Во второй половине 50-х; годов появился ряд работ, рассматривающих последствия включения Японии в мировой рынок для ее Экономического и социального развития. В своей монографии «Становление современного прядильного производства Японии» Яки Акио показывает, что открытие портов дает толчок к быстрому развитию снизу капиталистических отношений в прядильной промышленности.
К противоположным выводам Читать далее
Союз учителей историков
Союз учителей историков также проводил различного рода научные и методические мероприятия против использования столетия Мэйдзи в реакционных целях. В июне и августе 1968 года центральный орган этого объединения журнал «Обучение Шистории и географии» был посвящен «критике празднования Столетия Мэйдзи». Правительственным мероприятиям по воспеванию «славного столетия» Союз учителей историков противопоставлял Читать далее
Прогрессивные элементы
В соответствии с такой оценкой внешнего положения Японии Иноуэ Киёси по-иному оценивает и движение сонно дзёи, которое он рассматривает как сопротивление внешнему давлению и видит в нем прогрессивные элементы. Если Тояма Сигани не видел существенной разницы в классовом содержании движения сонно дзёи и тобаку, то Иноуэ считал, что в переходе от одного движения к другому частично отражались антифеодальные требования масс, в то же время Читать далее