С подобной критикой наследия «Кодза» не имеет ничего общего неудовлетворенность, которая в 60-е годы проявилась среди историков марксистского направления односторонностью некоторых положений концепции перехода от феодализма к капитализму школы «Кодза», методологической однобокостью в решении проблемы: революция или становление абсолютизма.
В 1961 году в монографии «Мэйдзи исин. Критика концепций» ветеран школы «Кодза» Читать далее
Впоследствии Иноуэ Киёси внес уточнение в свою периодизацию. Конечным пунктом Мэйдзи исин он предложил считать проведение аграрной реформы 1873 г. В основу критерия данной периодизации им положено изменение основных классовых противоречий. С его точки зрения, если раньше основным классовым противоречием было противоречие между классом феодальных сеньоров и феодально зависимым крестьянством, то отныне основным
Все эти идеи Сибахара Такудзи поставил на фундаментальную основу, синтезировал их на базе детального анализа большой суммы фактов, охватывающих период от реформ Тэмпо до свержения бакуфу, попытался найти связующую нить в единстве внешних и внутренних факторов в контексте всемирной истории. Его концепции абсолютизма нельзя отказать в логической стройности и последовательности. Она может послужить для объяснения процесса создания
В этих статьях Хигути показал, что подход к личности у Оцука носит надистори — ческий характер, исторический подход к человеку сводится к аналогии с «типом современного человека». Хигути Тэцуо, прослеживает, что критицизмом, заложенным в основе его метода, Оцука, по существу, близок к «теории модернизации», к которой школу Оцука. часто и относят. Когда Тояма Сигэки говорит о том, что ошибочность «теории модернизации»
В этом отрывке Исии Такаси в краткой форме изложил свое понимание сущности Мэйдзи исин и ее хронологических рамок. Но для того чтобы все процессы довольно продолжительного перирда вставить в рамки абсолютизма, Исии понадобилось расширенное истолкование этого явления. Абсолютизм трактуется им как форма государства на заключительном этапе феодализма. Он пишет: «Абсолютизм является последней формой феодальной власти, соответствующей кризису феодализма, и когда
Японские исследователи совершенно справедливо отмечают, что концепция «самостоятельного крестьянина» Фудзита Горо сложилась#под влиянием, с одной стороны, Оцука Хисао, а, с другой стороны, — Хаттори Сисо, школы «Кодза» в целом. Влияние, теории Оцука Хисао прослеживается в самой основе концепции Фудзита, которой является идея зарождения капитализма на базе «среднего
В то время историк выдвинул идею, что абсолютизм соответствует мануфактурной стадии развития капитализма. А поскольку переворот Мэйдзи приходится на начало мануфактурной стадии развития капитализма, то становится ясным, что у Мэйдзи исин не было иного исхода,, кроме установления абсолютизма.
В 1959 году в американском сенате был заслушан «доклад Конрона», посвященный анализу японского общества. В нем го — . ворилось, что японская интеллигенция в целом придерживается левых поз-иций, но левое крыло в Японии «не является сравнительно ортодоксальной группировкой, а постепенно может испытать на себе влияние сил европейской социал-демократии». Канэхара Самой, анализировавший распространение
Передовые японские историки осознавали ту огромную роль, которую призвана рать историческая наука в общедемократической борьбе. Один из известных историков Накамура. Мабанори писал в связи с этим: «…Результаты и правда подлинной исторической наки, которые не в состоянии разрушить никакая сильная власть, должны стать не монополией мира науки, исследователя, а действительно общим достоянием,
Крупнейшим представителем реакционной буржуазной историографии в исследовании переворота Мэйдзи является Саката Есио. В 1960 г. он выпустил книгу «История Мэйдзи исин», которая затем была переиздана к столетнему юбилею событий в 1968 году. Следует отметить, что Саката получал финансовую помощь из фонда Рокфеллера. В 1.962 г. под редакцией Саката Есио вышел сборник статей «Проблемы