Типичной формой становления капитализма для Оцука является Англия и Америка, где был широко распространен «слой средних производителей». Что же касается отсталых капиталистических стран, таких как Германия, особенно к востоку от Эльбы, и Япония, то здесь. освобождение крестьянства осуществлялось «сверху» и непоследовательно, развитие самостоятельного крестьянина как независимого свободного товаропроизводителя не могло идти своим чередом, следовательно, «промышленный Читать далее
Архив рубрики: История
Рассмотрение проблем
Рассмотрение проблем, поднятых на конференции в 1954 г. Обществом изучения истории о движущих силах Мэйдзи иснн, было продолжено на конференции в 1955 году. В отделе истории нового времени было представлено четыре доклада: «Перспективы движения за свободу и народные права» Хориэ Хидэ — ити, «Становление народных прав гоно» Оэ Синобу, «Инцидент в Фукусима» Оиси Киитиро, «Развитие народных прав крестьянства» Читать далее
Расстановка политических сил
Такаки отрицает, что рядовое крестьянство было охвачено сознанием «сомо»: «Носителями такого сознания сомо были порвавшие со своим классом ронины, купцы госи и гоно, но не известны примеры вовлечения слоя рядового крестьянства» . Такаки подчеркивает промежуточное положение «сомо»: «Политический субъект сомо… эмоционально был связан с императорским двором, а с другой, стороны, стремился опереться На рядовых крестьян, Читать далее
Развитие Японии
В своей работе, которая явилась первым разносторонним, исследованием переворота Мэйдзи, Тояма Сигэки не мог Пройти мимо влияния внешнего фактора, имевшего большое значение для социально-экономического и политического развития Японии. Он исходил из того, что Япония в это время превратилась в полуколониальный рынок капиталистических стран Европы и Америки, но при этом полагал, что зависимость Читать далее
История японского капитализма
В это же время в Японии были предприняты попытки противопоставить марксистской историографии переворота Мэйдзи его интерпретацию на основе другого идеалистического направления в буржуазной философии — прагматизма. Ведущим представителем этого направления стал в 60-е годы Уэяма Сюмпэй, который написал ряд работ методологического характера, обосновывающих особую теорию исторического процесса в исследовании переворота Мэйдзи, социально-экономической Читать далее
Японские адепты
«Теория модернизации» в интерпретации ее японских адептов также привлекла внимание к значению социально-психологического аспекта в исторических исследованиях, что было слабым местом в марксистской историографии. По мнению Хн — рата Рокуро, отличительным моментом «теории модернизации являегся «сильное внимание к проблеме утверждения так называемого человека нового времени»®4. Выдвижение «проблемы человека» можно рассматривать не только как реакцию Читать далее
Марксистская историческая наука
Исследование Иноуэ Киёси, как и исследование Тояма Си — гэкн, явилось значительной вехой в развитии марксистской историографии переворота Мэйдзи в Японии в 50-е годы. Оба они отражали и уровень марксистской исторической науки того времени, и определенную преемственность, и объем накопленного эмпирического материала, и метбдологическую оснащенность. науки того времени, и первые попытки синтеза политической истории на основе Читать далее
Экономические исследования
В экономических исследованиях Нарамото Тацуя, который считал себя сторонником школы «Кодза» , заметен отход от ряда положений, характерных для этой школы. Он стремился выйти за пределы той методологии, которая была у «Кодза» довоенного периода. Эта же тенденция проявилась и у Фудзи — та Горо, который в конце 40-х — начале 50-х годов на основании обобщения огромного фактического материала выпустил ряд трудов по экономической истории Читать далее
Теория модернизации
Такие идеи были близки сторонникам «теории модернизации», которые не ограничивались копированием ее западных образцов, а искали истоки этой теории на почве развития японской исторической мысли. Сотрудники Института экономических проблем Азии, который занимается «сравнительным изучением процесса модернизации как внутри Японии, так и за рубежом», в коллективном исследовании «Модернизация Читать далее
Историки марксистского направления
С подобной критикой наследия «Кодза» не имеет ничего общего неудовлетворенность, которая в 60-е годы проявилась среди историков марксистского направления односторонностью некоторых положений концепции перехода от феодализма к капитализму школы «Кодза», методологической однобокостью в решении проблемы: революция или становление абсолютизма.
В 1961 году в монографии «Мэйдзи исин. Критика концепций» ветеран школы «Кодза» Читать далее